Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 190005, Санкт-Петербург,
7-я Красноармейская ул., 25, лит. А., пом. 6Н
Телефон: +7 (812) 316-11-16
Email: gerasimova@leontief.ru
Предлагаемый вниманию читателя учебник и практикум предназначен для изучения дисциплин, относящихся к различным сферам городской экономики, планирования и управления, и призван прежде всего дать комплексное представление о процессах, определяющих успешное городское развитие в современном мире. В отличие от большинства узкоспециализированных пособий, авторы старались показать взаимосвязи между теоретическими моделями, описывающими пространственное и экономическое развитие городов, и практическими вопросами городского (муниципального) планирования, бюджетирования и управления. Таким образом, данное пособие, сочетающее под одной обложкой вопросы теории, практики, политики и управления, является во многом уникальным, особенно среди русскоязычных учебников, отличающихся, как правило, узкой направленностью и нацеленностью преимущественно на вопросы или теории, или практики. Важным отличием предлагаемого пособия от зарубежных аналогов является нацеленность на проблемы, актуальные для российских городов. Примеры, статистические данные, кейсы берутся прежде всего из российской практики. Основное внимание в практической и нормативной составляющих учебника отводится российским реалиям и свойственным им сильным и слабым сторонам, актуальным проблемам и подходам к их решению. Поэтому данное пособие актуально именно для российской системы высшего образования. Издание может использоваться как в качестве учебного пособия по соответствующим дисциплинам, так и в качестве практикума для решения задач, выполнения заданий и подготовки докладов на семинарских занятиях. Так же может использоваться и для прохождения курса в режиме онлайн. Издание ориентировано на студентов старших курсов программ бакалавриата и на магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки «государственное и муниципальное управление», «городская и региональная экономика», «урбанистика», «архитектура и градостроительство», «городское хозяйство». Отдельные главы могут быть также полезны аспирантам, специализирующимся на современных направлениях экономической теории города и их эмпирических приложениях.
На данный момент в России отсутствуют рекомендации по управлению реализацией проектов ГЧП, что влечет за собой множество проблем, препятствующих успешной реализации инфраструктурных ГЧП проектов. Цель работы - создание предложений по совершенствованию истемы управления инфраструктурными проектами ГЧП на стадии реализации. В результате представлен проектно-процессный подход к управлению ГЧП проектами на стадии руализации, а также регламент по управлению часто повторяющимися задачами при реализации проектов.
Факторы успешности ГЧП проектов имеют множество классификаций и трактовок, среди них фактор рационального распределения и оценки рисков в проектах ГЧП является наиболее важным, поскольку неправильный перенос рисков снижает эффективность проекта и может привести к его закрытию. Целью исследования является разработка рекомендаций для рационального распределения рисков проекта, обнаруженных на этапе их идентификации. В работе использовался метод глубинного интервью с экспертом из НЦ «Центр развития ГЧП» и анкетирование, в котором приняли участие 11 респондентов (как частные, так и публичные партнеры в проектах ГЧП). В результате исследования предложено определение понятия «рациональное распределение рисков», способы рационального распределения рисков, к которым относятся установление максимальной и минимальной стоимости риска для оценки значимости проекта, учет наличия управленческих и финансовых ресурсов, стратегия государства.
В статье рассмотрена динамика социально-экономического развития 75 городов – административных центров регионов России. Основная цель исследования - апробация авторской методики, позволяющей определять и классифицировать траектории изменения относительного положения города в изучаемой совокупности в каждом году периода. В отличие от распространенной схемы анализа, когда сравнивается ситуация на начало и конец периода, авторы изучают изменения за 11 лет в погодовом разрезе, то есть траектории изменения относительного положения объекта в выбранной совокупности. Изучение и сравнение траекторий позволяет: а) увидеть точки перегиба – годы, в которых развитие города относительно ускорялось или замедлялось, чтобы в дальнейшем выявить факторы изменения траектории и б) предложить основание группировки городов по типу траектории динамики. Методика включает расчет индекса динамики развития города на базе интеграции девяти показателей и построения вектора рангов. Кроме того, по каждому из первичных девяти показателей для каждого года рассчитаны характеристики выборки - минимальные и максимальные значения и коэффициенты вариации. Проведена группировка городов по описывающим траекторию динамики векторам рангов, выявлены группы городов, стабильно растущие быстрее других, стабильно отстающие и изменявшие траекторию. Выдвинуты гипотезы о причинах ускорения или замедления развития отдельных городов. Не обнаружено значимой связи ускорения развития с разработкой официальных стратегий.
В главе описывается опыт ЕС по разработке и реализации национальной региональной политики и формированя еврорегионов; особенности региональной политики в унитарных и федеративных государствах; особенности и противоречия федеральной региональной политики России в 1990-х и 2000-х гг.
Первый том учебника раскрывает основные теории, модели и методы региональной экономики и пространственного развития. В нем не только изложены необходимые теоретические положения, но и приводятся примеры и статистические данные, анализ которых позволяет глубже вникнуть в рассматриваемую проблему. Для лучшего восприятия и понимания сути излагаемых вопросов материал учебника подробно структурирован, а избранный авторами стиль изложения помогает разобраться даже в самых сложных вопросах. Проконтролировать полученные знания и приобрести необходимые практические навыки можно с помощью имеющихся в учебнике вопросов и заданий. Все это делает учебник главным помощником в изучении данного учебного курса и подготовке к сдаче экзаменов.
Второй том учебника содержит анализ социальных и экономических различий российских регионов, их типологии и оценки развития, а также системное описание типов региональной экономической политики, ее инструментов, механизмов развития проблемных территорий и методов оценки эффективности политики развития территорий. В нем не только изложены необходимые теоретические положения, но и приводятся примеры и статистические данные, анализ которых позволяет глубже вникнуть в рассматриваемую проблему. Для лучшего восприятия и понимания сути излагаемых вопросов материал учебника подробно структурирован, а избранный авторами стиль изложения помогает разобраться даже в самых сложных вопросах. Проконтролировать полученные знания и приобрести необходимые практические навыки можно с помощью имеющихся в учебнике вопросов и заданий. Все это делает учебник главным помощником в изучении данного учебного курса и подготовке к сдаче экзаменов.
Цель исследования – выявить сходства и различия в понимании сути стратегического планирования и используемых методах планирования в США и России. Изучены и сопоставлены: а) рекомендации по разработке стратегий и б) тексты стратегий американских и российских городов. Российские стратегии сгруппированы по времени их разработки: этап 1 «творческого индивидуального стратегирования» (конец-1990-х – начало 2000-х гг.) и этап 2 «массового стратегирования по шаблону» (с начала 2010-х гг. до настоящего времени). Составлены сопоставительные таблицы для характеристик методических рекомендаций и стратегий.
Выявлено, что методические рекомендации по разработке стратегий в России и в Америке весьма близки. А собственно стратегии разнообразны в каждой стране. Российские стратегии первого этапа больше похожи на американские, второго - меньше.
Заметны различия в языке документов - в российских используется «научный» лексикон социально-экономических исследований. Американские написаны проще - на языке бизнеса и менеджмента. Главное отличие: американские более прагматичны, в них всегда указаны конкретные инвестиционные или прочие проекты, на которые делает ставку местное сообщество. При этом они базируются на выработанных сообществом идеях, отражаемых в видении будущего и миссии города. Американские стратегии уходят от узкого понимания экономического развития и все чаще включают сюжеты, связанные с развитием общества, окружающей среды, человеческого капитала. В этом - сближение американского и российского подходов, поскольку российский изначально тяготел к комплексности.
В российской истории стратегического планирования нашла отражение общая линия изменения мировоззрения российского государства – от первоначального отторжения советской модели и принятия (иногда бездумного) западных шаблонов планирования к возврату на «особый» путь и появлению гибридной модели, в которой все сильнее проступают черты советского комплексного государственного планирования. Общий контекст современной России подталкивает малые города к встраиванию в вертикаль и написанию шаблонных, понятных верхнему уровню управления стратегий, имеющих шансы на софинансирование.
Брошюра содержит базовую информацию о стратегическом планировании и об основных положениях Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Показаны возможные и целесообразные варианты включения поселений в процессы разработки стратегий. Даны примеры российской и зарубежной практики стратегирования в малых поселениях.
В статье рассказывается об истории развития программы ЕС "Интеррег" с момента ее появления в 1990 году и до программы Интеррег 2014-2020.
Данный доклад содержит основные результаты научного исследования, выполненного авторами при поддержке Фонда целевого капитала МЦСЭИ «Леонтьевский центр» в 2014 г., опубликованные в журнале «Финансы и бизнес» [Жихаревич, Русецкая, 2015, с. 107–119], а также не публиковавшиеся ранее результаты по анализу взаимосвязи между показателями изменчивости бюджетов и бюджетной обеспеченности населения исследуемых городов.
Статья подготовлена на основе материалов представленных на официальном сайте Комитета регионов ЕС
Основная задача – отслеживание важнейших событий и решений по региональной политике ЕС. Статья подготовлена на основе обзора профильных сайтов Европейского Сообщества:
Комитет регионов (Committee of the Regions) - http://www.cor.europa.eu/ Европейская Комиссия (Regional Policy) - http://ec.europa.eu/regional_policy Ассамблея европейских регионов (Assembly for European Regions) –http://www.aer.eu/ Ассоциация европейских приграничных регионов (Association of European Border Regions) –http://www.aebr.eu/en/index.php Европейская стратегия для региона Балтийского моря - http://www.balticsea-region-strategy.euЭта статья знакомит читателей с новостями региональной политики Европейского союза. В сложных условиях нынешнего геополитического противоборства информация о том, что происходит в ЕС, какие тенденции намечаются, прежде всего, в нго экономической политике, может оказаться очень полезной для планирования собственных действий, связанных не только с международным сотрудничеством, но и с внутренней экономической политикой. Этот обзро посвящен первым месяцам 2015 года.
Предметом исследования является изменчивость бюджетов 26 крупных российских городов – столиц регионов России из семи федеральных округов в 2010-2012 гг. Под измен-чивостью бюджета понимается расхождение в объеме и структуре расходов, зафиксирован-ных в отчете об исполнении бюджета и первоначально утвержденном бюджете. Для оценки изменчивости рассчитаны общий и структурный коэффициенты изменчивости. Проанализи-рована зависимость между показателями изменчивости и бюджетной обеспеченности анализируемых городов. Выявлены статьи расходов, которые чаще и больше других вырастают в процессе исполнения бюджета, а также расходы, занимающие наибольший удельный вес в общей сумме фактических и плановых расходов. Предложен критерий, на основании которого определены «реальные бюджетные приоритеты» в исследуемых городах